17.11.2014
В Москве по инициативе заместителя генерального директора – директора Блока по управлению инновациями Госкорпорации «Росатом» Вячеслава Першукова состоялась очередная открытая встреча Межведомственной рабочей группы по разработке предложений в проект программы «Освоение арктических территорий РФ».
В мероприятии приняли участие представители ряда крупных российских компаний, организаций и ведомств, участвующих в освоении Арктики. Они рассказали об активности в «высоких» широтах и проблемах, препятствующих эффективной работе в районах крайнего Севера, а также сформировали «рамочный» спрос на продукты и технологии Росатома, которые могли бы решить возникающие трудности.
Открывая встречу, Вячеслав Першуков отметил, что дальнейшее развитие нефтегазовых провинций неизбежно придет в Арктику. Сегодня в России всего два индустриальных мега-проекта: один из них логистический – Транссибирская магистраль, второй – Арктика, который включает в себя и Северный морской путь, и освоение территорий, и систему навигации, и транспортные коридоры, и управление ресурсами, и размещение военных баз. Все это нуждается в энергообеспечении. У Росатома богатейший опыт работы в Арктике по энергообеспечению – от строительства АЭС до промышленного освоения мобильных плавучих атомных станций мощностью 40 мВт и компактных ядерных энергоисточников, самый мощный ледокольный флот, уникальные разработки в области новых материалов и радиоэлектроники. В альянсе со Спецстроем России Росатом создал межведомственную рабочую группу, чтобы применить свои разработки для использования в арктических регионах. «В рамках рабочей группы мы приглашаем к диалогу правительственные структуры, крупные государственные и частные компании, имеющие интересы в Арктике. Мы надеемся, что такое партнерство позволит нам лучше понять и сформулировать технические и коммерческие требования к нашим продуктам, сформировать заказ на продукты и технологии, которые атомная отрасль может предложить для освоения шельфа», – сообщил В. Першуков.
Технический директор ООО «Печора СПГ» Виктор Окороков рассказал, с какими проблемами сталкиваются предприятия по добыче углеводородов в Арктике. Главная проблема – это отсутствие автомобильных дорог, поэтому привлекательным направлением деятельности является производство сжиженного природного газа (СПГ). Преимущество проекта «Печора СПГ» в сравнении с аналогичными российскими проектами – существенные запасы природного газа с подтвержденными дебетами. Пункт отгрузки подготовленного газа планируется организовать в порту «Индига», где облегченная ледовая обстановка позволяет вывозить продукцию потребителям круглогодично. Там же руководство ООО «Печора СПГ» рассматривает строительство двух заводов – на 4 млн. тонн СПГ и 8 млн. тонн СПГ. По словам Виктора Окорокова, грядущее строительство потребует серьезных энергетических мощностей и в этом вопросе компетенции Росатома могут оказаться незаменимыми. Не исключено, что при строительстве трубопроводов, заводов и порта в Индиге потребуется плавучая атомная электростанция мощностью 12 мВт. Кроме того, проект «Печора СПГ» нуждается в технических решениях, которые обеспечат надежность арматуры трубопроводов и беспрепятственную прокладку труб в условиях низких температур и очаговой вечной мерзлоты. Остро стоит проблема с укомплектованием компании кораблями класса Arc 4 для вывоза товарного продукта в страны Азиатского и Тихоокеанского бассейна, а также строительством зданий и сооружений.
Руководитель ФГКУ «Администрация северного морского пути» Александр Ольшевский констатировал рост транспортной активности и грузооборота в арктических водах. В прошлом году администрацией Северного морского пути было выдано 635 разрешений на проход судов, из них 127 – кораблям иностранных государств. Перевозка грузов выросла с 3876 тыс. тонн в 2012 году до 3914 тыс. тонн в 2013 году. По данным Арктического и антарктического научно-исследовательского института, суммарная площадь льдов в Арктике будет увеличиваться и к 2030 – 2040-м годам достигнет своего максимума. В связи с этим вопрос: нужно ли строить атомные ледоколы, приобретает риторический характер. «Действующий ледокольный флот состоит из четырех ледоколов, которые пока обеспечивают существующий судопоток, но если учесть ближайшие перспективы, то даже строительства трех новых ледоколов мощностью 60 мВт будет явно недостаточно, – заявил Александр Ольшевский. – Нужно понимать, что новые ледоколы придут взамен существующих, дорабатывающих свой срок службы. Потребуются и компетентные расчеты того, сколько еще нужно построить ледоколов, исходя из прогнозируемых грузооборотов. Кстати, когда прорабатывался вопрос по организации круглогодичного вывоза сжиженного газа из порта «Сабетта», президент «Роснефти» Игорь Сечин насчитал, что для этого потребуются 25 ледоколов типа ЛК-60Я мощностью 60 МВт».
Директор ОАО «Ямальская железнодорожная компания» Якоб Крафт сформулировал потребности «путейцев» для эксплуатации и строительства железных дорог в арктической зоне в контексте перспективного развития желдорсети. «В 2015 году Ямальская железнодорожная компания начнет реализацию проекта «Северный широтный ход», предусматривающего строительство железной дороги от Салехарда (город Лабытнанги) до станции Коротчаево, которая соединит Северную и Свердловскую железные дороги в приарктической зоне. Выставлена на торги конкурсная документация на проектирование железной дороги от пункта Бованенково до Сабетты, – сообщил Якоб Крафт. – Строительство будущих магистралей придется вести в суровых климатических условиях, поэтому нам понадобятся технологии, которые бы позволили вести работы в льдогрунте с сохранением «нежного» тундрового покрова. Придутся кстати бесконтактные мобильные технические средства для определения характеристик грунтов при проектировании инженерных сооружений. Такие же бесконтактные диагностические средства хотелось бы иметь и для приемки в эксплуатацию объектов капитального строительства, чтобы проверить правильность выполнения бетонных, земляных и других видов работ. Что касается энергообеспечения, мы готовы рассматривать малые энергетические установки, полностью автоматизированные, не требующие обслуживания, для разъездов – мощностью до 150 кВт, для опорных станций – до 1,5 МВт, для других участков железных дорог – до 2,5 МВт».
В ходе сессии выступил также первый заместитель начальника ФГУП «Спецстройконтракт при Спецстрое России» Виктор Дмитриев, который выразил заинтересованность разработками Росатома в части ядерных энергогенерирующих установок мощностью от 1 до 100 МВт (их предполагается использовать при строительстве населенных пунктов, крупных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры в Арктике). Спрос «спасателей» на разработки Росатома для Арктики представил советник отдела департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований, куратор арктического направления в МЧС Николай Дяблов. Он отметил, что работа спасателей в арктических широтах невозможна без морозостойких технических средств и экипировки, и нужны новые решения в области материалов.
Следующая встреча межведомственной рабочей группы по разработке предложений в проект программы «Освоение арктических территорий РФ» состоится 2 декабря этого года и будет посвящена изучению спроса регионов на продукты и технологии Росатома для освоения Арктики.
По материалам Департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом»